Административное обжалование решений налоговых органов
В Украине существуют два способа обжалования решений налоговых органов: судебный и административный. Судебный порядок обжалования предусматривает обращение с иском в административный суд, а административный — подачу жалобы в вышестоящий орган. В этой статье мы расскажем именно об административном порядке обжалования, в свете внесения последних изменений в Приказ Министерства Финансов Украины от 21.10.2015 № 916 (о порядке оформления и подачи жалоб налогоплательщиков).
И так, жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменном виде в течение 10 календарных дней со дня получения налогоплательщиком оспариваемого решения контролирующего органа. В случае обжалования решения местного органа, жалоба подается в областной контролирующий орган. Если налогоплательщик не удовлетворён результатом рассмотрения, то точно так же, в течение 10 дней он может направить жалобу в центральный контролирующий орган. Мы не приводим конкретных названий, поскольку изменения в структуре и названиях контролирующих органов, к сожалению, происходят довольно часто.
Обратите внимание, что одновременно с подачей жалобы, необходимо сообщить об этом налоговый орган, решение которого вы обжалуете, чтобы оно не вступило в силу, и не началось начисление пени на доначисленную сумму налога и т. д. С другой стороны, вы можете смело оплатить доначисленные налоги, ведь в случае отмены решения, вы получите обратно сумму излишне уплаченного налога. Но если решение всё же останется в силе, это поможет избежать уплаты штрафных санкций.
Согласно закону, жалоба рассматривается в срок до 20 дней, но в некоторых случаях срок может быть продлён до 60 дней. Если налогоплательщик не получает ответа (решения) в срок до 20 дней, это означает, что его жалоба полностью удовлетворена, начиная со следующего дня после окончания этого стока. Руководитель контролирующего органа или его заместитель имеют право продлить срок рассмотрения жалобы до 60 дней, но об этом также должен быть уведомлён налогоплательщик в течение двадцатидневного срока.
Одним из последних нововведений стала возможность представлять жалобщика адвокатом!
Кроме того, жалобщик (либо его адвокат) имеет право знакомиться с материалами проверки, делать из них копии. Выполнять техническую фиксацию (аудио, видеозапись и пр.) заседания по рассмотрению жалобы. Заявлять ходатайство об участии и даче пояснений лицами, проводившими проверку либо участвовавшими в вынесении обжалуемого решения. Также на рассмотрении материалов жалобы, могут присутствовать представители средств массовой информации (в случае публичного рассмотрения).
Несмотря на некоторое упрощение процедуры обжалования решений налоговых органов, она имеет много “подводных каменей”, и во многих случаях просто неэффективна. В случае, если вы считаете, что решение налогового органа неправомерное — обратитесь к адвокатам АО “Инвикта”, мы поможем определить его законность, а также избрать лучший способ защиты! Ждём ваших обращений по указанным на сайте контактам!